Каперы и корсары


Каперы (корсары, приватиры, арматоры) — это частные лица. Для того, чтобы захватывать купеческие корабли неприятеля каперам нужно было получить разрешение государства. Таким образом правительство могло контролировать своих подданных. После чего они снаряжали каперское судно и отправлялись грабить корабли. Причем пираты захватывали не только корабли неприятеля, но и корабли вполне нейтральных держав. То есть каперы во время войны между государствами старались как можно больше навредить неприятелю на море. Но что интересно, та добыча, которую каперы захватывали, полностью оставалась им.

Само слово «капер» появилось очень рано на Средиземноморье в IX веке до нашей эры. Слово «корсар» стали использовать позже, где-то с XIV века. Затем появился и термин «приватир», который подчеркивал английскую национальность капера. Однако на Средиземноморье этот термин так и не прижился. Там по-старому каперов называли корсарами.

Были каперы, которые состояли на голландской службе в XVI-XVII веках. Они имели интересные названия: «печелинги» или «флекселинги». Потому что морская база голландских каперов называлась Флиссинген. В основном таким термином пользовались в северных водах Европы. А чуть позже в Новом Свете (в Америке).


Первая попытка ввести правила и какие-то нормы в деятельность каперов исходила из устава короля Альфонса III. По новым правилам каперы должны были брать разрешение на захваты, к тому же вносить определенный залог. Залог был как бы «обещанием», гарантией того, что они не будут грабить сограждан, что не будут нападать на врага во время перемирия. Что касается захваченных судов, то каперы должны были приводить их в порт, из которого они вышли.

Существовали законы для каперов XIV и XV веков. Их издал французский король Карл VI. Они не сильно отличались от существовавших. Только вот каперы должны были ко всему прочему еще и присягнуть в том, что не причинят вреда союзникам, друзьям и согражданам. А приз должен был быть доставлен нетронутым. Так создавалась возможность убедиться, что он действительно отнят у неприятеля. Нельзя было утаивать приз, грабить товар, а также жестоко обращаться с экипажем. За это были назначены строгие наказания. Нельзя было без разрешения правительства задерживать нейтральные суда. Если это происходило, каперы возмещали все убытки.

В XV веке основные требования были подтверждены международными договорами. К этому времени призом могло стать не только враждебное судно, но и нейтральное. Это было в том случае, если нейтральное судно подозревали в торговле с государством-врагом.

Услуги каперов особенно были ценны во время морских войн в XVII и XVIII веках. Целью этих войн было уничтожение торговли вражеских государств. Поэтому в это время каперы захватывали не только вражеские, но и нейтральные корабли.

В России тоже прибегали к услугам каперов, начиная с первой морской войны при Петре  I. Однако каперство имело не только лишь положительные стороны. Ведь деятельность каперов причиняла огромный вред всемирной торговле. Поэтому уже в середине XVIII века стали возникать идеи отмены каперства. В результате первой войной, которая обошлась без каперства, была война между Данией и Пруссией в 1848 году. В Крымской войне также обошлись без каперов. Тем более Франция и Англия боялись, что каперство будет процветать в России. Они решили, что русскую торговлю можно уничтожить с помощью лишь военных крейсеров.

Навсегда уничтоженным каперство объявила Парижская морская декларация 16 апреля 1856 года. Позже к ней присоединились американские государства и все европейские государства. Но были и такие страны, которые не приняли условий декларации. К ним относились Испания, Новая Гранада, Урагвай, Мексика, США, Боливия и Венесуэла.

Почему страны отказались присоединиться к Парижской декларации? Тем более, например, США постоянно высказывались против каперства. А потому что декларация каперство-то уничтожила, но в то же время сохранила за крейсерами право захвата судов. Ведь каперство стало выгодным только для государств с сильным флотом. Но оно стало опасным для государств со слабым флотом. Потому что только лишь с помощью каперов те могли охранить свою морскую торговлю от сильного противника.

Поэтому США поставили условие, что присоединятся к декларации тогда, когда будет дописано, что неприятельская собственность на море в любом случае останется неприкосновенной. Однако Англия не пошла на уступки.

В последний раз каперов использовали во время войны в 1879-80 годах Перу и Боливии с Чилией.