Общая классификация кораблей
Самые первые лодки, способные плавать, были построены из папируса. Это произошло ещё в Древнем Египте примерно 5000 лет до нашей эры. Именно с них начинается история кораблестроения. Люди не остановились на достигнутом и стали придумывать, как добиться от лодок бо´льшей прочности и долговечности. Своего рассвета парусные корабли достигли в 16-17 веках.
В каждой стране строили по своим технологиям и для своих нужд, поэтому существовало множество разновидностей кораблей. При этом информационные связи между странами были гораздо слабее, чем сейчас. Часто случалось так, что один и тот же корабль в разных странах называли по-разному. Бывало, что в разное время один и тот же корабль имел различные названия. По всем этим причинам нет единой четкой классификации. Самое общее разделение это деление на торговые и военные суда. Можно разделить корабли в зависимости от количества мачт, но это разделение не будет удобным, потому что однотипные корабли могут иметь разное количество мачт, если значительно различаются по размерам.
В самой удобной классификации судов учитывают несколько параметров: число мачт, паруса, число оружейных палуб. Количество мачт на большинстве судов не превышало четырех, поэтому все суда делятся на одномачтовые, полуторамачтовые, двухмачтовые, трехмачтовые и многомачтовые. Паруса, которые использовали на корабле могли быть прямыми, косыми (латинскими) или могли использовать паруса смешанных типов.
Одномачтовые парусные корабли
- Катбот с парусом-бригантиной.
- Катбот с парусом Маркони.
- Катбот с латинским парусом.
- Катбот с парусом типа «мешок».
- Катбот с парусом типа «верхорез»
- Кабот с шпринов парусом
- Балансера. Одна мачта с латинским парусом и гротом.
- Шлюп. Имеет одну мачту и паруса фок и грот. Иногда пираты производили модернизацию шлюпа до бригантины, устанавливая вторую мачту. На схеме изображен шлюп с бригантиной.
- Шлюп с парусом Маркони передний фок и грот Маркони.
- Тендер. Имеет одну мачту и три паруса. Задний грот парус в виде бригантины или паруса Маркони. Передние паруса штаговые: фок бом-кливер и волан.
- Динги Кэт. Одна мачта с гафелем вынесена к носу.
- Классический тендер. Имеет одну мачту и пять и более парусов. Задний грот парус в виде бригантины или паруса Маркони и дополнительно грот-бом-брамсель.
- Тартана. Одна мачта с большим латинским парусом и несколько фоков.
Полуторамачтовые парусные корабли
- Ял имеет небольшую бизань-мачту, установленную позади румпеля.
- Кеч в отличии от яла бизань на кече крепится впереди румпеля, что позволяет использовать больший парус и свободно ходить под гротами.
- Иол. Две мачты с косыми парусами, бизань-мачта установлена позади руля.
- Гукер разновидность кеча с очень длинным бушпритом, предназначалось для торгового флота
- Бово. Две мачты, передняя с латинским парусом, задняя с гафельными или латинскими парусами.
Двухмачтовые парусные корабли
- Бриг двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением и дополнительным косым парусом. Вместо косых парусов на грот-мачте устанавливали легкий прямой парус, что позволило улучшить скоростные показатели корабля. Бриг был своеобразным потомком шнявы и бригантины.
- Шхуна двухмачтовый корабль косыми парусами на обоих мачтах. Существует множество разновидностей шхун по применяемым парусам. Иногда строились трехмачтовые шхуны, типа фрегатов, которые также вооружались преимущественно косыми парусами. На рисунке показана шхуна с классическим вариантом парусного оснащения. На каждом из трех типов шхуны грот-мачта оснащена парусом-бригантиной и, по меньшей мере, двумя штаговыми парусами, а фок-мачта несет фок и бом-кливер.
- Шхуна с бермудским вариантом парусного оснащения. На каждом из трех типов шхуны грот-мачта оснащена парусом-бригантиной и, по меньшей мере, двумя штаговыми парусами, а фок-мачта несет фок и бом-кливер.
- Шхуна с штаговым вариантом парусного оснащения. На каждом из трех типов шхуны грот-мачта оснащена парусом-бригантиной и, по меньшей мере, двумя штаговыми парусами, а фок-мачта несет фок и бом-кливер.
- Марсель-шхуна. На каждой мачте несет брам и марсель, но не имеет топселя.
- Топ-марсовая шхуна. Несет топсель на грот-мачте, ей нужно меньше прямоугольных парусов.
- Гафельная шхуна шхуна с гафельным вооружением.
- Бриг-шхуна. Несет дополнительный марсовый парус.
- Фелюка. Две мачты, наклоненные к носу и вооруженные латинскими парусами.
- Бригантина. Бригантина представляет собой своеобразную комбинацию из брига и шхуны. На фок-мачте установлены прямоугольные паруса, на грот-мачте косые бригантины и топсели.
- Бригантина-брам. Несет на грот-мачте прямоугольный брам.
- Бригантина-брамсель. Несет дополнительный марсовый парус.
- Нависелло. Имела две мачты одну в носовой части, сильно наклоненную вперед с парусом-бригантиной, крепящимся к грот-мачте и вторую грот мачту с латинским парусом.
- Трабакколло. Две мачты с рейковыми парусами.
- Бомбарда. Грот мачта посередине судна с прямыми парусами с сильно сдвинутая назад фок-мачта с латинскими парусами. Разновидность гафельной шхуны.
Трехмачтовые парусные корабли
- Фрегат это трехмачтовый парусник, несущий прямоугольные паруса даже на бизань-мачте. Он может быть также снабжен бригантиной, которая не заменяет никакого прямоугольного паруса. Фрегаты могут быть трехмачтовой шхуной-брамселем, трехмачтовой брам-шхуной и различными вариантами двухмачтовых шхун с дополнительной мачтой.
- Трехмачтовая шхуна, на всех мачтах установлены бригантины.
- Трехмачтовая барка несет на фок-мачте и грот-мачте такие же паруса, как и фрегат, а на бизань-мачте бригантину, чаще всего, вместе с топселем.
- Баркантина или шхуна-барка, фок-мачта оснащена парусами, как фрегат, другие мачты оснащены парусами, как шхуна.
- Баркантина-брамсель. Бизань мачта оснащена литинскими парусами.
- Баркантина-бром. Грот-мачта и бизань оснащены латинскими парусами.
- Фрегат, вооруженный как трехмачтовая шхуна-брамсель
- Фрегат, вооруженный как трехмачтовая шхуна-брам.
- Трехмачтовая шхуна с латинскими парусами на бизань-мачте и грот-мачте.
- Трехмачтовая шхуна с прямым парусом на грот-мачте.
- Фрегат или корабль, вооруженный только прямыми парусами.
- Барк. Две мачты с прямыми парусами, а бизань-мачта только с латинскими.
- Трехмачтовая марсельная шхуна. Все мачты с латинскими парусами, а на фок-мачте установлено несколько верхних прямых парусов.
Многомачтовые парусные корабли
- Фрегат с четырьмя мачтами.
- Шхуна с четвертой мачтой, нопри этом паруса отличаются от парусов фрегата.
- Барка с четырьмя мачтами с бизанью, оснащенной бригантиной, в то время как другие мачты несут прямоугольные паруса, как фрегат.
- Четырехмачтовая баркантина с фок-мачтой несет прямоугольные паруса, а на других мачтах бригантины.
- Пятимачтовый барк. Все мачты, кроме бизань-мачты, оснащены прямыми парусами.
- Пятимачтовый фрегат. Все мачты с прямыми парусами.