Общая классификация кораблей

Самые первые лодки, способные плавать, были построены из папируса. Это произошло ещё в Древнем Египте примерно 5000 лет до нашей эры. Именно с них начинается история кораблестроения. Люди не остановились на достигнутом и стали придумывать, как добиться от лодок бо´льшей прочности и долговечности. Своего рассвета парусные корабли достигли в 16-17 веках.

В каждой стране строили по своим технологиям и для своих нужд, поэтому существовало множество разновидностей кораблей. При этом информационные связи между странами были гораздо слабее, чем сейчас. Часто случалось так, что один и тот же корабль в разных странах называли по-разному. Бывало, что в разное время один и тот же корабль имел различные названия. По всем этим причинам нет единой четкой классификации. Самое общее разделение — это деление на торговые и военные суда. Можно разделить корабли в зависимости от количества мачт, но это разделение не будет удобным, потому что однотипные корабли могут иметь разное количество мачт, если значительно различаются по размерам.

В самой удобной классификации судов учитывают несколько параметров: число мачт, паруса, число оружейных палуб. Количество мачт на большинстве судов не превышало четырех, поэтому все суда делятся на одномачтовые, полуторамачтовые, двухмачтовые, трехмачтовые и многомачтовые. Паруса, которые использовали на корабле могли быть прямыми, косыми (латинскими) или могли использовать паруса смешанных типов.

Одномачтовые парусные корабли
  • Катбот с парусом-бригантиной.
  • Катбот с парусом Маркони.
  • Катбот с латинским парусом.
  • Катбот с парусом типа «мешок».
  • Катбот с парусом типа «верхорез»
  • Кабот с шпринов парусом
  • Балансера. Одна мачта с латинским парусом и гротом.
  • Шлюп. Имеет одну мачту и паруса фок и грот. Иногда пираты производили модернизацию шлюпа до бригантины, устанавливая вторую мачту. На схеме изображен шлюп с бригантиной.
  • Шлюп с парусом Маркони — передний фок и грот Маркони.
  • Тендер. Имеет одну мачту и три паруса. Задний грот парус в виде бригантины или паруса Маркони. Передние паруса штаговые: фок бом-кливер и волан.
  • Динги Кэт. Одна мачта с гафелем вынесена к носу.
  • Классический тендер. Имеет одну мачту и пять и более парусов. Задний грот парус в виде бригантины или паруса Маркони и дополнительно грот-бом-брамсель.
  • Тартана. Одна мачта с большим латинским парусом и несколько фоков.
Полуторамачтовые парусные корабли
  • Ял  имеет небольшую бизань-мачту, установленную позади румпеля.
  • Кеч — в отличии от яла бизань на кече крепится впереди румпеля, что позволяет использовать больший парус и свободно ходить под гротами.
  • Иол. Две мачты с косыми парусами, бизань-мачта установлена позади руля.
  • Гукер — разновидность кеча с очень длинным бушпритом, предназначалось для торгового флота
  • Бово. Две мачты, передняя — с латинским парусом, задняя — с гафельными или латинскими парусами.
Двухмачтовые парусные корабли
  • Бриг — двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением и дополнительным косым парусом. Вместо косых парусов на грот-мачте устанавливали легкий прямой парус, что позволило улучшить скоростные показатели корабля. Бриг был своеобразным потомком шнявы и бригантины.
  • Шхуна — двухмачтовый корабль косыми парусами на обоих мачтах. Существует множество разновидностей шхун по применяемым парусам. Иногда строились трехмачтовые шхуны, типа фрегатов, которые также вооружались преимущественно косыми парусами. На рисунке показана шхуна с классическим вариантом парусного оснащения. На каждом из трех типов шхуны грот-мачта оснащена парусом-бригантиной и, по меньшей мере, двумя штаговыми парусами, а фок-мачта несет фок и бом-кливер.
  • Шхуна с бермудским вариантом парусного оснащения. На каждом из трех типов шхуны грот-мачта оснащена парусом-бригантиной и, по меньшей мере, двумя штаговыми парусами, а фок-мачта несет фок и бом-кливер.
  • Шхуна с штаговым вариантом парусного оснащения. На каждом из трех типов шхуны грот-мачта оснащена парусом-бригантиной и, по меньшей мере, двумя штаговыми парусами, а фок-мачта несет фок и бом-кливер.
  • Марсель-шхуна. На каждой мачте несет брам и марсель, но не имеет топселя.
  • Топ-марсовая шхуна. Несет топсель на грот-мачте, ей нужно меньше прямоугольных парусов.
  • Гафельная шхуна — шхуна с гафельным вооружением.
  • Бриг-шхуна. Несет дополнительный марсовый парус.
  • Фелюка. Две мачты, наклоненные к носу и вооруженные латинскими парусами.
  • Бригантина. Бригантина представляет собой своеобразную комбинацию из брига и шхуны. На фок-мачте установлены прямоугольные паруса, на грот-мачте — косые бригантины и топсели.
  • Бригантина-брам. Несет на грот-мачте прямоугольный брам.
  • Бригантина-брамсель. Несет дополнительный марсовый парус.
  • Нависелло. Имела две мачты — одну в носовой части, сильно наклоненную вперед с парусом-бригантиной, крепящимся к грот-мачте и вторую — грот мачту с латинским парусом.
  • Трабакколло. Две мачты с рейковыми парусами.
  • Бомбарда. Грот мачта посередине судна с прямыми парусами с сильно сдвинутая назад фок-мачта с латинскими парусами. Разновидность гафельной шхуны.
Трехмачтовые парусные корабли
  • Фрегат — это трехмачтовый парусник, несущий прямоугольные паруса даже на бизань-мачте. Он может быть также снабжен бригантиной, которая не заменяет никакого прямоугольного паруса. Фрегаты могут быть трехмачтовой шхуной-брамселем, трехмачтовой брам-шхуной и различными вариантами двухмачтовых шхун с дополнительной мачтой.
  • Трехмачтовая шхуна, на всех мачтах установлены бригантины.
  • Трехмачтовая барка несет на фок-мачте и грот-мачте такие же паруса, как и фрегат, а на бизань-мачте — бригантину, чаще всего, вместе с топселем.
  • Баркантина или шхуна-барка, фок-мачта оснащена парусами, как фрегат, другие мачты оснащены парусами, как шхуна.
  • Баркантина-брамсель. Бизань мачта оснащена литинскими парусами.
  • Баркантина-бром. Грот-мачта и бизань оснащены латинскими парусами.
  • Фрегат, вооруженный как трехмачтовая шхуна-брамсель
  • Фрегат, вооруженный как трехмачтовая шхуна-брам.
  • Трехмачтовая шхуна с латинскими парусами на бизань-мачте и грот-мачте.
  • Трехмачтовая шхуна с прямым парусом на грот-мачте.
  • Фрегат или корабль, вооруженный только прямыми парусами.
  • Барк. Две мачты с прямыми парусами, а бизань-мачта — только с латинскими.
  • Трехмачтовая марсельная шхуна. Все мачты с латинскими парусами, а на фок-мачте установлено несколько верхних прямых парусов.
Многомачтовые парусные корабли
  • Фрегат с четырьмя мачтами.
  • Шхуна с четвертой мачтой, нопри этом паруса отличаются от парусов фрегата.
  • Барка с четырьмя мачтами с бизанью, оснащенной бригантиной, в то время как другие мачты несут прямоугольные паруса, как фрегат.
  • Четырехмачтовая баркантина с фок-мачтой несет прямоугольные паруса, а на других мачтах — бригантины.
  • Пятимачтовый барк. Все мачты, кроме бизань-мачты, оснащены прямыми парусами.
  • Пятимачтовый фрегат. Все мачты с прямыми парусами.